Легенда о пианисте - The Legend of 1900 (1998)
В последние годы мир вряд ли открыл для себя человека более гениального, непонятного, нестандартного,…, в общем, более уникального, чем математик Григорий Перельман. Не хочу пересказывать то, что и без меня известно всем, кому это реально интересно: и про решение нерешаемой на протяжении десятилетий никем другим задачи (а многим хотелось, и многие старались…), и об отказах от всяческих премий, вплоть до миллионов бакинских денег, и о всяческом игнорировании СМИ и прочих, желающих подключиться к процессу, раз оный и так пошел, вне зависимости от желаний самого Перельмана, и о скромном, практически аскетическом образе жизни…
Недавно в инете я прочел отрывки из интервью, которое кто-то все же умудрился взять у Григория Перельмана, и там меня приятно удивила следующая, вероятно, не столь широко известная деталь его биографии, которая, как по мне, просто сногсшибательна и говорит о его личности не меньше, чем решенная сложнейшая теорема: когда Григорий закончил школу, он, как победитель международных олимпиад, несмотря на политику государственного антисемитизма, все же смог воспользоваться правом на поступление в вуз без экзаменов и по личному выбору, и вот выбор он делал между математическим факультетом и… консерваторией!!! Я еще раз убедился в том, что истинно гениальные люди, как правило, одарены музыкально, и Перельман, хотя и выбрал математику, однако, понимать и чувствовать музыку из-за этого не перестал!
И вот вчера я посмотрел совершенно удивительный фильм о совершенно удивительном гениальном музыканте, который до самых мелких деталей напомнил мне математика Перельмана, хотя о математике этот музыкант никакого представления не имел – просто он никогда ничему не учился и умел только играть на рояле, но играть фантастически…
У фильма нет напряженного запутанного сюжета, и кажется, что можно было бы рассказать все это буквально в 3-5 предложениях…, однако, я сейчас попробую уложиться – не знаю, что выйдет…
На огромном океанском лайнере, совершающем регулярные рейсы между Европой и Штатами, в 1900 году негр-кочегар, большой и очень добрый человек, находит после одного из рейсов оставленного пассажирами младенца, естественно, белого. Младенец лежал в коробке из-под лимонов, а коробка стояла в концертном зале на рояле – вот такое предзнаменование с самого рождения…, а может быть, это не случайно – наверное, мать ребенка была пианисткой и от нищеты и безысходности решила, что если уж ей приходится бросить ребенка, то нужно положить его на рояль – а вдруг его найдут там именно музыканты, а талант к музыке у малыша должен быть наследственным… В общем, так белый младенец оказался приемным сыном кочегара. Вырос мальчик в кочегарном помещении корабля, и отец честно и добросовестно о нем заботился, искренно любил, научил читать и передал те скудные и специфические знания, которыми обладал сам. Чего стоит, например, сцена, когда, прочитав в газете слово «мама», ребенок спрашивает кочегара, что это значит – ответ был совершенно нестандартным и никакого отношения к реальному значению этого слова, естественно, не имел! Нужно учесть, что никаких документов у мальчика не было, поэтому спуститься с ним на берег кочегар не решался. И вот, когда сынишке было примерно 7-8 лет, кочегар умирает вследствие несчастного случая… Ребенок остается на корабле и фактически предоставлен сам себе…, он, в нарушение правил, пробирается на самую дорогую верхнюю палубу и обнаруживает там концертный зал, а в зале – рояль…, дальше – типично киношная сцена, когда чумазый мальчонка, впервые сев за рояль, начинает вдруг играть замечательную мелодию, тут же появляются пассажиры, приходит капитан…, в общем, талант неожиданно раскрыт, и вся дальнейшая жизнь этого человека проходит уже не просто на корабле, но у рояля – он становится солистом оркестра, во время выступлений всегда прерывает игру по заранее отрепетированной программе и начинает импровизировать, и делает это так блестяще и неповторимо, что покоряет и оркестрантов, и публику… Со временем слава о гениальном музыканте, живущем на корабле и никогда его не покидающем, расходится по Штатам, и самый популярный джазовый пианист тех времен приезжает на корабль, чтобы устроить дуэль на рояле с самозванцем – естественно, наш герой выходит бесспорным победителем! На корабль приезжают представители студии грамзаписи, делается пробная пластинка – все получается потрясающе! – но на предложение запустить пластинку в серию и, наконец, спуститься на берег, заработать миллионы и зажить припеваючи, пианист отвечает категорическим отказом, единственный экземпляр пластинки отбирает, чтобы подарить одной из пассажирок, а когда это не получается – просто ломает ее на кусочки… В дальнейшем, через много лет, он сам принимает решение спуститься, но доходит лишь до середины трапа…, а потом выбрасывает в воду шляпу и возвращается обратно. Так он прожил на корабле всю жизнь, ни разу не спустившись на берег, и при этом его слава как великого музыканта росла, и он делал грандиозные успехи, которыми могли восторгаться только пассажиры и команда этого судна. Самая потрясающая сцена – в конце фильма: уже закончилась 2 Мировая война, и судно, как устаревшее, решили затопить, для чего полностью демонтировали оборудование, вынесли мебель и другое имущество, подготовили взрывчатку…, и тут появился товарищ пианиста по оркестру и потребовал от владельца отложить взрыв, поскольку на судне должен оставаться человек…, с огромным трудом, не без помощи музыки (найденной и склеенной вот той единственной в жизни пластинки) друг сумел выманить пианиста из каких-то закоулков корабля, и между ними происходит разговор, когда музыкант объясняет, почему он тогда, давно, так и не смог спуститься с трапа и почему он и сейчас, когда корабль обречен, не может этого сделать и принял решение остаться и разделить судьбу своего единственного за всю жизнь места обитания – этого огромного круизного лайнера… = пересказывать разговор невозможно, да и не нужно – этот фильм обязательно нужно посмотреть, а концовка – глубочайшая по напряжению и философскому наполнению, помноженному на прекрасную игру актеров…
Итак, теперь, когда я вкратце попытался пересказать фильм, надеюсь, стало понятно, почему я сразу вспомнил о Григории Перельмане? Мне очень хочется, чтобы ему показали этот потрясающий фильм. Он поймет – этот фильм о нем, хотя там нет ни слова о математике, а только музыка – замечательный джаз, который тогда только зарождался, и не было еще ни четко сформировавшихся стилей, ни широко распространенных стандартов, в общем, всего того, к чему пришли намного позже – и этот удивительный человек, полностью отрезанный от всего мира, проживший всю свою жизнь на корабле, ни разу не сходивший на берег, благодаря своей гениальности и преданности музыке шел впереди тех, кто двигался в этом направлении в комфортных условиях, при деньгах, обмениваясь информацией и идеями…
Я бы не удивился, если б в результате генетической экспертизы выяснилось, что Григорий Перельман и Тысяча Девятисотый (так назвал негр-кочегар своего белого сына) оказались родственниками…
Комментариев нет:
Отправить комментарий
КОММЕНТАРИИ ПОЯВЛЯЮТСЯ ПОСЛЕ МОДЕРАЦИИ!!!