6.3.11

Маленький человек и большая история

Какова ответственность добросовестного обывателя за мерзость, в которой он участвует?
Есть вопросы, которые, как по мне, являются одними из ключевых, но которые практически остаются вне внимания и широкого обсуждения. Один из них – это степень ответственности за происходящее не только тех, кто наверху, но и тех, чьими руками они реализуют свои цели. Ведь преступления Сталина или Гитлера нельзя было реализовать ни в одиночку, ни даже с помощью узкого круга последователей-фанатов, масштабы злодеяний были таковы, что, безусловно, требовали массовости и энтузиазма. Да, были отличники в школе мерзости, которые рвались вперед и без отдельных указаний им лично, проявляли инициативу, энергичность и сноровку…, но были и те, кто просто «честно работал на выделенном ему участке», даже если это был зал крематория в концлагере…
Поводом для написания заметки послужили 2 замечательных фильма, которые мне попались в этом году. Наибольший кассовый сбор и, соответственно, наибольший прокат, имеют боевики, простенькие комедии, экшены, детективы и т.д., и экраны кинотеатров и ТВ в основном забиты именно этим, а вот фильмов, о которых мне хочется рассказать, я почему-то не замечал (хотя, если проморгал = готов признать!).
Итак:
Чтец (The Reader) (2008)
Главная героиня фильма – простая немецкая женщина, типично дотошная, пунктуальная, педантичная, исполнительная… вот только неграмотная, простая рабочая, не умеющая читать. Однажды она, как честная и преданная стране и фюреру немка, откликнулась на призыв и поступила на работу в СС (именно так, она воспринимала это как смену рода деятельности, как переход на новую, более важную для страны, работу). На этой работе ей поручили заниматься охраной и прочими вещами, связанными с поддержанием «порядка» в женском концлагере. И вот, также как раньше она честно, добросовестно и педантично работала на предприятии, теперь всю себя посвятила новой работе… Не буду пересказывать весь фильм, там нет никаких сцен ужасов из концлагеря и т.п., действие разворачивается после войны, когда выясняется, что она участвовала в конвоировании группы заключенных, которая попала под бомбежку, была заперта в здании церкви, которое загорелось, и все конвоируемые женщины сгорели заживо, а охранницам даже не пришло в голову открыть двери – это никак не предусматривалось инструкциями и могло привести к беспорядку и побегам… На суде из-за неграмотности, которой она стеснялась, женщина не могла толком себя защищать, и старшие в охране свалили вину по принятию решений на нее, получив смешные сроки, а она – 20 лет, по полной программе… В тюрьме у нее появилось много времени и на освоение грамоты, и на размышления о прошлом. В результате, когда срок закончился, она не решилась выйти из тюрьмы и повесилась в день освобождения. В фильме есть и еще одна сюжетная линия, связанная с личной жизнью героини, тоже довольно неожиданная и нестандартная = желающие посмотрят фильм, он, честное слово, того стоит.
Мнения сторон (Taking Sides) (2001)
Фильм полностью посвящен расследованию, которое после войны проводит американский майор по делу Вильгельма Фуртвэнглера - любимца рейха и знаменитого европейского дирижера. Никакого бурного сюжета, суеты и прочей шелухи = мы полностью погружаемся в проблему, несет ли ответственность за все, что творилось в стране, человек, который сам лично вроде бы в мерзостях не участвовал, занимался музыкой, был звездой мирового класса, но своим именем, репутацией, известностью, концертной деятельностью – всеми этими вроде бы безобидными вещами способствовал легитимизации режима, был одним из его символов… К расследованию в качестве секретарши привлекли дочь казненного за участие в заговоре против Гитлера полковника немецкой армии, и следователь постоянно приводил музыканту в пример ее отца. Во время одного из допросов барышня не выдержала и призналась, что ее отец не был никаким героем, служил рейху верой и правдой, и на заговор они пошли только тогда, когда стало ясно, что война проиграна, и нужно что-то предпринять, чтобы не допустить окончательного разгрома…В общем, фильм также нестандартный и заслуживающий, имхо, самого широкого проката.
Ну и еще пару очевидных примеров:
1.в стенах НКВД или гестапо уборщица прибирает в кабинете следователя после трудной рабочей ночи, соскребая кровь с пола и стен, и это ее не беспокоит - она честно работает на свою семью (кстати, даже уборщицей туда просто так попасть нельзя было - шел отбор, человек давал подписку и т.д.);
2. в известном фильме "Место встречи..." с Высоцким подруга жизни Горбатого никуда на "дела" не ездила, а варила обеды и чесала котейку за ушком - она ни в чем не виновата, просто случайно рядом стояла?
Мне кажется, правильно сказала по этому поводу Евгения Альбац в Особом мнении: мы все, кто тогда жил, ответственны и виновны, даже те, кто просто работал  инженером или журналистом, не имел никакого отношения не только к органам, но и к армии, милиции и прочим инструментам власти - просто потому, что были неспособны ни на что и молча "голосовали" на "выборах", ходили на бредовые собрания и т.п. (это – не цитата, а мой пересказ услышанного). Можно ли серьезно заявлять, что в гестапо, СС и НКВД работали также и высокопорядорчные люди,  которым просто надо было зарабатывать, и вот они вступили для этого в партию, а та направила их на работу в концлагерь или следственный отдел, полы после пыток убирать или трупы выносить...
Я написал все это по двум причинам: во-первых, уж очень фильмы, как по мне, стоящие, и я хотел привлечь к ним внимание, и, во-вторых, проблема то ведь вечная, она была актуальна 1000 лет назад, в годы последней великой войны, остается актуальной и сегодня.
16.07.2010

Комментариев нет:

Отправить комментарий

КОММЕНТАРИИ ПОЯВЛЯЮТСЯ ПОСЛЕ МОДЕРАЦИИ!!!