Светлая улыбка темнокожего гения
Джаз – это не просто музыка. Это даже не философия. Это – способ жизни. Это – особенное устройство мозга. Это – когда одной улыбки достаточно, чтобы увидеть, что человек свой, настоящий. Это – когда нет разницы, кто ты и откуда, как одет, сколько у тебя денег – главное, что ты также ощущаешь ритм и гармонию. Существовало мнение, что джаз – музыка темнокожих американцев, что-то вроде душевного вопля рабов на плантациях, обращенного к богу и злой доле. Может быть, когда-то так оно и было. Я этого периода не застал, не берусь судить. Сегодня в джазе, среди его безусловных авторитетов, кого только нет: и американцы, что естественно, и североевропейцы, и среднеевропейцы, и восточноевропейцы, и африканцы, и даже евреи, причем некоторые – из Израиля. Вспомню на вскидку: Richard Bona из Камеруна, Avishai Cohen из Израиля, Jan Garbarek из Норвегии (по отцу – поляк), Jacques Loussier и Michel Petrucciani из Франции, Miroslav Vitous из Чехии, Tania Maria из Бразилии, Till Bronner из Германии, Hiromi Uehara из Японии, А. Козлов из России, ManSound и Э. Измайлов из Украины… – это я назвал только тех реально выдающихся джазистов, которых сам люблю, причем американцев сознательно пропустил, их и так знают, у них все равно что-то типа универсальной лицензии, и только там, в Штатах, выносится окончательный приговор музыканту: он таки да настоящий, свой в джазе, или просто рядом стоял…
В этом году благодаря Продюсерскому центру «Jazz in Kiev» в Киеве побывали два живых гения джаза Bobby McFerrin и Herbie Hancock, причем концерт Хэнкока состоялся в прошедшее воскресенье. О нем-то я и хочу сказать несколько слов.
Хэнкок уже давно в категории «классиков из энциклопедии», и ему, соответственно, немало лет. Тем не менее, более 2-х часов, без антракта, не уходя со сцены, что называется, без отрыва от публики и инструментов – думаю, это непросто. Интересно, что ансамбль таки покидал сцену минут на 10, когда Хэрби играл соло на рояле, а ведь они все ему по возрасту в дети-внуки годятся…
Концерт Хэнкок начал с небольшого обращения к залу. Во-первых, он пояснил, откуда название его альбома и тура «The Imagine Project Tour» – это просто название знаменитой песни Джона Леннона, а также продолжение идей, которые старался донести Леннон, но уже средствами современного джаза. Ну и, во-вторых, оказалось, что Хэнкок из тех исконных наивных американцев, которые искренне верят, что, рано или поздно, но все люди на земле объединятся, и послужит этому их всеобщее и непреодолимое стремление к добру! Вот так вот они думают, эти стопроцентные настоящие америкосы! Сколько десятилетий нам вбивали в голову (да и сейчас некоторые продолжают это делать не менее рьяно), что Штаты – угроза всему человечеству, а тут приезжают замечательные гениальные ребята из этих самых Штатов и говорят, что их главная мечта и цель в жизни и творчестве – как раз всеобщее процветание, мир и любовь! В группе Хэнкока, кроме американцев, участвовали музыканты из Африки и Европы, и не только вживую, но и «виртуально», в виде записанных на винч ноута партий, исполненных во время совместных выступлений в турне по Африке. В общем, «мир-дружба-фройндшафт» не на словах, а так, что и незрячий и глухой увидят и услышат.
Начался концерт знаменитой песней Леннона, но в интерпретации Хэнкока. Ну а дальше – динамичная разнообразная программа, в которой показал себя не только сам Хэрби, но и все участники группы. Наряду с уже вошедшими в понятие «стандарт» темами Хэнкока, звучали свежие композиции, аранжировки африканских мелодий (ведущий гитарист группы как раз родом из Африки) и просто экспромты и импровизации, причем, учитывая «идеологическую направленность» проекта, было много песен с глубокими текстами (я бы отнес это даже к жанру джаз-рока).
Как и обычно в джазовых концертах, сцена была оформлена предельно просто, без излишеств и украшательств, и так же выглядели костюмы музыкантов (кроме Хенкока, все были в самых обычных джинсах), и это особенно бросается в глаза, когда речь идет о женщинах = вокалистка-скрипачка (единственная барышня и единственная белая в группе) весь вечер выходила на сцену в одном и том же очень простеньком темном платье, без всяких побрякушек и прочих излишеств (я давно привык к такому стилю джазовых певиц, так что и не удивился особо, хотя, возможно, это ну предельно простое, без малейших выкрутасов платье как раз было от кого-нибудь из знаменитых кутюрье?).
И еще одна занятная штуковина: когда Хенкоку подарили букет цветов, он разобрал его на «отдельные составляющие» и лично вручил по одному цветочку барышням, сидевшим в первом ряду. Кроме того, после концерта барабанщик взял свою пачку палочек и тоже раздарил их тем, кто оказался рядом, у сцены. Так что у некоторых из зрителей неожиданно оказались оригинальные сувениры из рук музыкантов!
Концерт группы Хэнкока был завершающим в трехдневном марафоне, где участвовали только звезды: Yellowjackets, Oregon, Lee Ritenour. Такие фестивали джаза проходят теперь ежегодно, и это реально здорово! Ну, должны же простые граждане Украины, те, кто не может себе позволить кататься по Европам и прочим разным Америкам, иметь возможность соприкоснуться хоть с чем-то настоящим, что называется, в домашних условиях. С другой стороны, артисты мирового класса тоже расширяют кругозор и узнают об Украине.
зы. Вспомнил: на форуме парень из какого-то украинского города написал, как он мне завидует, что я был на концерте Макферина – для него приехать в Киев и купить билет, пусть и на галерку, оказалось делом неподъемным. Очень обидно, когда такие искренние настоящие любители музыки не имеют возможности хоть раз в год потратить какую-то тыщу гривен на то, чтобы сбылась их мечта, а всякое быдло легко тратит тыщи бакинских рублей на один вечер в ресторации, не говоря уже о прочих круизах по забугориям и разных других прибамбасах. Но ничего не поделаешь, так было всегда, такова селявуха…
03.11.2010
Комментариев нет:
Отправить комментарий
КОММЕНТАРИИ ПОЯВЛЯЮТСЯ ПОСЛЕ МОДЕРАЦИИ!!!