Гениальность часто не укладывается вааще ни в какие рамки – может быть, в этом и есть одно из ее обязательных проявлений?
Честно говоря, мне хотелось написать один постик сразу о двух фантастических, уникальных пианистах, которые реально не соответствуют общепринятым канонам и стандартам, одном – джазовом, другом – классическом, именно: о Тэлониусе Монке и Владимире Горовце. Однако, посмотрев видео, послушав радио, почитав инет…, почухал я репу…, в общем, о Горовце не решаюсь… это что-то вааще запредельное… посему только о Монке, без всяких претензий на «наукоподобие» и «жизнеописание», просто немного впечатлений от того, что читал, видел и слышал…
Монк родился в небогатой темнокожей семье, и, однако, хорошо учился в школе, причем лучше всего успевал по точным дисциплинам (математика и физика)… я написал «однако» потому, что вряд ли такая ситуация могла считаться типичной… высшего образования не получил, да и не шибко к нему стремился – не уважал вот это высшее образование.
Не знаю, как правильно сформулировать, так, чтоб и от правды не уйти, и лишнего не ляпнуть… в общем, человеком он был непростым, нестандартным… проблемы с нервной системой, психикой усугублялись увлечением различными медицинскими препаратами, наркотиками… думаю, если б не жена, он и жить бы самостоятельно не смог, такой вот как бы большой и совершенно неприспособленный к жизни ребенок с отягощающими привычками и наклонностями: она была для него и женой, и матерью его детей, и нянькой, и «завхозом», а часто и добытчиком хлеба насущного… иногда он не мог без ее помощи даже одеться к концерту…
Очень непросто было с ним музыкантам = трудно было привыкнуть к его странностям… = например, вдруг прямо на сцене, когда приходила в голову какая-то мысль, и он ее обдумывал, Монк мог встать и начать просто молча вращаться вокруг своей оси… так он часто вел себя и в жизни… а, возможно, это было вызвано какими-то видениями, которые периодически его преследовали… (одну из таких ситуаций я видел в документальном фильме о музыканте, когда он вот так задумался и начал вращаться в зале ожидания вокзала, где они с женой ожидали посадки на поезд… жена должна была следить за самим Монком, купить билеты, ну и все остальное, что связано с путешествием, контролировать… он как бы был на месте и, в то же время, его как бы и не было…) = …и еще: прямо во время концерта, если ему что-то очень не нравилось в игре или поведении других музыкантов, либо в реакции зала или каком-то решении организаторов, он мог молча резко встать и уйти со сцены, и никто не знал, что будет дальше, он вернется и продолжит, или концерт на этом закончен…
Но самое удивительное было вовсе даже не в этом, а в игре Монка, и я имею в виду не то, что он фактически стал основоположником одного из направлений джаза, а просто техническую сторону вопроса. Те, кто учился играть на ф-но, знают, что первое, чему обучают препы – это правильно сидеть на стуле и правильно держать руки, кисти и пальцы… так вот, Монк делал все с точностью до наоборот! Он играл практически прямыми, несогнутыми пальцами, и к этому нужно добавить резкую, прерывистую, импульсивно-нервную манеру исполнения! Все это вызывало насмешки, многие открыто поговаривали о том, что Монк самозванец и играть толком не умеет. Нужно также учесть, что в композициях Монка часто встречаются специально вставленные диссонансы, то есть, непосвященному может показаться, что пианист просто не попал по нужной клавише – однако, в действительности он как раз попадал, именно так и задумывалось! Монк знал об этих насмешках, иногда даже сам слышал такие разговоры, и это его очень расстраивало. И вот однажды, в присутствии таких критиков и насмешников, Монк неожиданно молча подошел к роялю и своими прямыми несогнутыми пальцами блестяще исполнил сложнейшую композицию, которая была под силу далеко не каждому из признанных виртуозов, а потом так же молча встал и вышел… все просто онемели… во-первых, никто и предположить не мог, что Монк интересуется такой музыкой, а во-вторых, представить, что он в своей технике игры, наизусть, без единого прокола сумеет так сыграть – такое даже во сне никому бы не пригрезилось… после этого разговорчики о самозванстве Монка поутихли…
Монк был страстным собирателем разных головных уборов и из всех стран, где он бывал с концертами, обязательно привозил национальный головной убор… выступал всегда тоже в каком-нибудь из этих «коллекционных нарядов»… ходил также с «одетой головой»… есть фото- и кинокадры, говорящие о том, что Монк даже спал в какой-нибудь из любимых шапочек…
Последние годы жизни Монк провел в Кошачьем Доме Паноники Ротшильд, утратив всякий интерес ко всему окружающему, даже к музыке… его дни скрашивали катейки и верный друг Паноника…
Вот такой вот странный, совершенно нестандартный великий непонятный человек…
Как иллюстрация – несколько ютубов:
Thelonious Monk - Round About
Monk Just a Gigolo
Monk - Jazz Portrait 4/6 - Nice Work If You Can Get It
04.02.2011
Комментариев нет:
Отправить комментарий
КОММЕНТАРИИ ПОЯВЛЯЮТСЯ ПОСЛЕ МОДЕРАЦИИ!!!