14.3.11

Россия, которую мы обретаем…

Из передачи Радио Свобода «Ваши письма»
Из старожилов «Свободы» сейчас уж и не назовешь никого. Но вот наш бывший земляк, украинец Анатолий Иванович Стреляный, держится! Ироничный, доброжелательный, серьезный, веселый – в общем, разный… Помню, как забавно когда-то слушались его передачи про Мавроди и «МММ» – он, Стреляный то бишь, почему-то проникся верой в то, что доброму дяде Мавроди помешали вернуть всем страждущим награбленные денежки = так что и такие «откровения» порой проскакивают в эфир (смайл)… может, цензура все-таки нужна? строго в рамках и т.д… но тогда кто-то ж должен эти рамки определять, и снова получим… не, пусть лучше сказки про доброго воришку Мавроди, но без цензуры… а то, не дай бог, будет как в России счас… и у нас к тому идет как-бы…
…Но это, про Мавродю, было давно. А сейчас Анатолий Иванович ведет передачу «Ваши письма», в которой зачитывает пришедшие в его адрес послания со всех концов необъятной Рассеи-матушки, и не только… И надо признать, что подборки писем для эфира часто нехилые, там и мнения из самой гущи истинного народа, что называется, без влияний и примесей, и забугорный русскоязычный взгляд, да и про нас в Украине частенько. Вот в одной из передач мне уж очень понравилось несколько писем, я и решил законспектировать, благо на сайте распечатка появилась:
«
Из письма Владимира Семёновича Шумаева (он живёт в Алтайском крае, слушает «Свободу» много лет) прочитаю последние строки: «А народ в нашем селе работать не хочет, даже гроб сколотить некому, в город за гробами ездим. Нужен им путинский хлыст. Я в селе один такой. Установил спутниковую антенну и слушаю вас в любое время суток без проблем, но боюсь, доберутся до меня и сшибут антенну».
Спасибо за письмо, Владимир Семёнович! Оно напомнило мне мои давние поездки на Алтай, как-то я провёл там почти всё лето в одном селе на Иртыше. И тогда знал сёла, в которых никто не умел сколотить гроб, и не было желающих работать, пили все, от мала до велика, пьяные доярки матерились под коровами, гремя вёдрами. И приходилось слышать разговоры, что им нужен хлыст – правда, не путинский, а брежневский, поскольку у власти был Брежнев, начинал входить во вкус после Хрущёва. Потом с тем же обращались к Андропову, и тот вроде намеревался пойти навстречу пожеланиям трудящихся, да вскоре помер, его сменил тоже не жилец, ну, а от Горбачёва хлыста уже никто не ждал и не требовал. Злободневной была другая русская мудрость: если остановилась телега, хватайся не за кнут, а за колесо.
«Пусть нищая, но независимая душа, - следующее письмо, – это самый реальный и весомый капитал, на проценты с которого только и можно жить вечно. Очень жаль, что становится совсем уж мало по-хорошему простых тружеников с ясной головой. Раньше встречались чаще, хотя и при Сталине росли и жили. Одни повымирали, а смены нет, народ стал порченый: алчный, бессовестный, скользкий. Не стало в людях доброты, смелости и ответственности. Вспоминаю отцовских и маминых братьев и сестёр, смотрю на их довоенные снимки. Какие открытые, красивые лица со светлым, смелым взглядом! А футбольная команда Белорусского военного округа при Уборевиче, где отец был капитаном, - орлы! Сейчас такого взгляда не встретишь, совсем другие глаз, при разговоре не любят в глаза смотреть. Это скверно», - пишет автор.
Интересная история с русскими лицами, вернее, с восприятием русских лиц людьми, которым есть до них дело. Солженицын замечает в «Красном колесе», что таких хороших лиц, какие были до революции семнадцатого года, в Россия уже никогда не будет. Он ничего не говорит о своих старших собратьях, которые перед тем, на протяжении сотни лет, называли именно эти лица свиными рожами. И вот наш слушатель с его взглядом… Нынешние лица ему кажутся уродливыми, а лица людей, росших при Сталине, - прекрасными. Кому же, как говорится, верить? Скажу так: дело, наверное, не в лицах, а в том, кто и как на них смотрит, с каким настроением, с какой заведомой мыслью.
Выдержки из своего летнего дневника прислал Владимир Ильяшенко, обитающий в Советском районе Саратовской области. Листочки этого дневника, заполненные от руки, пахнут гарью пожаров, уже, кажется, забытых. Читаю: «Сегодня воскресенье, первое августа, очередная годовщина начала Первой мировой войны, о которой с утра никто не вспомнил. А у нас горит. Если природные беды постигают разумное демократическое государство, оно тут же мобилизуется, отказываясь от некоторых излишеств. Но горе всему миру, когда к шаткому равновесию большой и несправедливой державы касается перст Божий – она сходит с ума, как овца от овода под брюхом, - автор письма живёт с того, что содержит пару десятков овец и коз, отсюда и сравнение. – В Саратовском Заволжье засухи не редкость, - продолжает он. - Естественным было бы ожидать запрета на разведение открытого огня в подворьях, на улицах и в поле во избежание ада. Но у нас такие указы не издаются, а потому полыхают свалки, сенники и степь. Ночью нельзя открыть окно без риска угореть. Сегодня я спросил соседа, не знает ли он, откуда двое суток несло густой дым. Оказалось, в поле жгли прошлогоднюю солому. Это – при сорока двух градусах днём и тридцати – ночью. Суки! Для чего же нужна власть? В технике, кроме понятия «защита от дурака», существует понятие и «защита самого дурака». Если люди одурели, власть обязана их вразумлять. Обещали за госсчёт восстановить постоянно горящую, самую опасную шахту в регионе. На кой чёрт?! 4 августа. Сегодня, наконец, вывесили запрет на разведение огня, при том, что дождя нет с 18 мая при сорока градусах и выше. Им что, трудно бумажку вовремя напечатать? Если это местный идиотизм, то «вертикаль» сгнила снизу и вот-вот рухнет на головы безразличных граждан. Кто, какая сила наделила путинцев самоуверенностью, прущей из них, как забродившее дерьмо из деревенской уборной, проявляющейся в каждом их насмешливом взгляде, в каждой поучающей или унижающей фразе, в каждом людоедском указе? Телевизор я отключил десять лет назад, поэтому лишь изредка вижу у соседа наших вождей – эти странные, отчуждённые лица, странная речь. Порою кажется, что это пришельцы из враждебных нам миров. Или земля под ними разверзнется, или небо расколется. Каждый неглупый человек должен задуматься: а не слишком ли близко к обречённой вертикали он копошится? Разбегаться пора, расходиться и расползаться от больших одиночных деревьев в степи перед грозой, а не жаться к ним. Дождик вымочит, а солнышко высушит, а вот молнией убитый никому уже не нужен». Чтение этих выдержек из летнего дневника Владимира Ильяшенко закончу его стишком:
Пылают русские леса,
Комочки птиц горят, как порох,
А Волк, Топтыгин и Лиса
Сидят в Кремле, в прохладных норах.
«И всё же думаю, что Ющенко сделал главное: высидел осаду и отстоял целостность Украины, - читаю из следующего письма. - Журналисты ничего не понимают, когда пишут, что Украина при нём потеряла пять лет развития. Это детский, поверхностный взгляд. Только при Ющенко Украина могла уцелеть, и последствия этой героической обороны огромны для судьбы Европы. Восточный накат, чуть не проломивший карпатский рубеж, выдохся и отползает. Европа это очень хорошо почувствовала и переводит дух, подкрашивая губки. Но это не конец ещё. Зверь копит силы для последнего прыжка».
Если автор этого письма имеет в виду прыжок не в буквальном смысле, а в переносном, то он, по-моему, прав. Майдан 2004 года предотвратил попытку путинизации Украины. Слово «оборона» для всего, что делалось потом украинской демократией, - уместное слово. Понятно, что многим хотелось, чтобы она продолжала наступать, но хорошо уже то, что не случилось большого отступления на всех фронтах. Такая опасность была. Нынешняя попытка путинизации Украины – запоздалая попытка, это вряд ли надолго.
* (Добавлю от себя: как было бы здорово, если б прогноз Анатолия Ивановича подтвердился! Вот только его не столь давняя вера в доброго воришку Мавроди как-то не вселяет уверенности…) *
«Уважаемый Анатолий Иванович, скажите, пожалуйста, когда вы последний раз открывали какой-нибудь современный российский школьный или вузовский учебник по истории?».
Открываю время от времени, открываю… Глаза б на них не смотрели! История России в современных школьных и вузовских учебниках, в телевизионных передачах и фильмах, в речах и высказываниях высших руководителей страны и деятелей культуры, в газетных и журнальных статьях, в книгах – это что-то такое, что возникает большая тревога за … русское сознание: что с ним будет, когда, нагруженное этим добром, оно вынуждено будет погрузиться в правду. Чтобы вымести великодержавный мусор из миллионов голов, потребуются десятилетия. Русским придётся, наконец, заметить других людей, другие страны, другие народы, признать, что у тех своя правда, свой взгляд на дела минувшие. И шутка ли: заново оценить почти все события отечественной истории, да просто усвоить их без вранья, искажений и натяжек! Помню, с каким чувством читал в своё время, что писали советские газеты в 1939 году, когда Гитлер и Сталин дружно развязали Вторую мировую войну. А писали они, что поджигатели войны - западные демократии, конкретно - англичане… Печатались речи Гитлера, отзывались о нём так, будто он если и не самый лучший друг советских людей, то жертва англо-франко-американских плутократов, олигархов по-теперешнему. Намекали, что советский народ, если они не оставят Гитлера в покое, покажет им Кузькину мать. Это – вплоть до того дня, когда Гитлер двинулся на Москву…
Владимир Петрович из Котельников: «Меня всегда удивляет и даже возмущает утверждение, что большинство населения поддерживает Путина, согласно опросам. Я не могу знать кто и как и кого опрашивает. Мне кажется все это от лукавого и вот почему... Я тоже провожу и проводил опросы. У меня сотни знакомых, друзей и родственников и никто из них сегодня не скажет доброго слова об этом деятеле». И однако же, Владимир Петрович, не у всех такие знакомые, друзья и родственники, как у вас. Это надо признать.
»
Вот такая небольшая зарисовочка мнений из глубинки рассейской, в том числе, и про нас, грешных. По-моему, неплохая подборочка…
29.11.2010 - 14.03.2011

Комментариев нет:

Отправить комментарий

КОММЕНТАРИИ ПОЯВЛЯЮТСЯ ПОСЛЕ МОДЕРАЦИИ!!!