6.3.11

Возвращался я как-то из Крыма…

Неожиданное погружение в крымско-татарскую проблему, и не только…
Итак, возвращался я из отпуска, из Крыма. Настроение хорошее и все такое… Соседи по купе – приятного вида парень и средних лет женщина. Они, если не родственники, то безусловно хорошие знакомые, поскольку живо беседуют на обоим понятные темы, с упоминанием имен и событий. Меня это обрадовало – не будет шумных пьянок, вонючих носков и прочих нежелательных радостей перемещения в наших поездах, которые все же иногда имеют место быть и в купейных вагонах. Я не любитель слушать чужие разговоры, но здесь мое внимание привлекло то, что собеседники очень часто переходили с грамотного, без слов-паразитов и прочих украшательств русского языка (особенно приятно было слышать это в исполнении молодого парня; как разговаривает сейчас молодежь – отдельная поэма…) на какой-то другой, который я явно никогда ранее не слышал и потому не мог идентифицировать. Набравшись смелости и нахальства, я извинился и спросил, что это за язык. Оказалось – крымско-татарский. Я еще раз извинился за любопытство и сказал, что впервые в жизни слышу, как говорят на этом языке. Дальше, естественно, начался уже общий разговор, и ключевой темой стали, разумеется, крымские татары. Я совершенно искренне сказал, что, хотя у меня нет знакомых из крымских татар, тем не менее, основываясь на моих, пусть и небольших, познаниях об их трагической судьбе в период совка, а также на моих впечатлениях от деятельности таких известных политиков как Рефат Чубаров и Мустафа Джамилев, и, кроме того, учитывая, что один из моих любимых джазовых музыкантов Энвер Измайлов – крымский татарин…, – так вот, беря во внимание все это, я с большой симпатией отношусь к этому народу. Не знаю, как восприняли мои высказывания попутчики, но уже на этом этапе разговора я немного расстроился: женщина высказала негативное мнение о Измайлове как человеке, и мотивировала это вполне конкретными фактами, о которых якобы знала (он безусловно один из наиболее известных представителей их народа, и наверное о нем знают многие соплеменники; считать сказанное ею неправдой у меня не было оснований, ну зачем ей врать?)
Ну а дальше – у кого что болит, тот о том и говорит. Если парень ехал просто в очередную командировку, то женщина начала рассказывать о больной дочери, которая лежит в больнице в Киеве и перенесла уже одну сложную операцию на сердце и, вероятно, придется делать вторую. Поскольку в Крыму такого уровня медицинские услуги не оказывают, им приходится по очереди постоянно ездить в Киев, что осложняет и без того непростую ситуацию, а также существенно повышает материальное давление на родню, которая всячески им помогает. В конце концов, женщина расплакалась, мы с парнем произнесли стандартные в таких ситуациях слова… и мне захотелось как-то помочь этим людям. Поскольку попутчица говорила о том, что приходится приобретать огромное количество лекарств на огромные суммы, я вспомнил, что обладаю дисконтной карточкой одной из наиболее известных аптечных сетей Киева с максимальной скидкой, и предложил в конце поездки обменяться координатами, чтобы, когда будут намечаться очередные закупки препаратов, они могли со мной состыковаться, и я им помогу сэкономить хотя бы на этом. Ну а дальше, чтобы как-то отвлечь женщину, я вновь переключил тему беседы на общие нейтральные вопросы: мне было интересно услышать «от первого лица» о положении дел с крымскими татарами с разных сторон, от возвращения на родину до обустройства и налаживания контактов с уже живущими в Крыму людьми других наций и вероисповеданий (о таких как я, атеистах, предусмотрительно не упомянул вообще).
И вот тут то меня окатили прохладной водичкой, чтоб не был наивным и мечтательным. На совершенно конкретных примерах из своей жизни (соседи, сослуживцы, случайные попутчики в транспорте, люди в магазинах и на рынках, бытовые ситуации, в том числе и в молодежной среде, и т.д.) женщина пояснила, в какой, мягко говоря, нездоровой, неприятной среде им приходится жить. Самое ужасное было то, что точно такие же примеры в огромном количестве мог привести и я сам! Действительно, качество человеческого материала (извините за такой неловкий словесный оборот), которое нас окружает, оставляет желать лучшего, и это факт. И я ни в коем случае не претендую на роль единственного белого и пушистого, рельефно выделяющегося из серой массы! У меня есть свое объяснение, почему так получилось, но здесь не об этом… В отношении к проблеме со стороны моей попутчицы четко прослеживалась национальная подоплека. Она не рассматривала, как я, людей, окружающих ее, как нечто общее (терпеть не могу слово «народ», считаю его бессмысленным, посему просто называю гражданами страны), а четко и определенно выделяла отдельные национально-религиозные (немусульманские) группы, и негативные качества приписывались не просто каким-то людям, а представителям этих групп. Были рассмотрены русские и украинцы (как я понял, для нее не было особой разницы – вероятно, религиозный контекст), а также, разумеется, евреи (без этого вааще никуда и никак, этот вопрос, как я слышал в одной из радиопередач Свободы, волнует даже японцев, хотя большинство из них ни разу ни одного еврея в жизни не видели).
Мне очень неприятны такие разговоры, и я стараюсь в них не участвовать. Поскольку женщина произвела на меня поначалу приятное впечатление (почему – см. выше), я допустил типичную в таких случаях ошибку: я решил, что логичными доводами смогу переубедить ее, и она поймет, что проблема не в национальности человека, а совсем в другом.
Вот те доводы, которые я постарался до нее донести:
1.крымско-татарский народ подвергся ужасным гонениям, практически, геноциду, решения обо всех «мероприятиях» принимали представители других народов, приводили в действие зловещие механизмы изгнания и уничтожения тоже представители тех же других народов, но первопричиной всего этого были не национальные осбенности кого-то, а коммунофашизм (я привел примеры Камбоджи, Вьетнама, Северной Кореи, где нет русских, украинцев и евреев, но происходило все по тому же сценарию).
2.среди крымских татар тоже, наверное, есть разные люди, и даже те, кто принимал участие в гонениях на свой народ (на это я особо не напирал, так как не знаком с предметом, однако, особых возражений и гнева в ответ не последовало).
3.крымские татары – мусульмане, а это – сравнительно молодая религия, которая находится в стадии агрессивной экспансии, по аналогии с христианством времен крестовых походов, отсюда и нетерпимость, неприятие всего «чуждого» именно как «враждебного», и ненависть к иноверцам, и крайние формы проявления этого – терроризм.
4.на ее личном примере я показал, что среди людей других наций и верований есть те, кто, пусть и не бесплатно (о бесплатной медицине уже давно никто даже не шутит), но, тем не менее, без вражды и злобы в душе лечат, оперируют, ухаживают за ее дочерью.
Вы угадали – все эти доводы не произвели на слушательницу никакого воздействия! Ее уверенность в единственности той истины, которой владеют она и ее соплеменники-единоверцы, непоколебима никакими доводами, увещеваниями и даже реальными поступками людей, которых она презирает, но к помощи которых вынуждена прибегать просто потому, что среди тех, кого она не презирает, нет способных помочь в ее ситуации! Тут мне вспомнился документальный фильм, показанный по РТВи, о том, как в самых дорогих и продвинутых израильских клиниках совершенно бесплатно делают сложнейшие операции безнадежно больным детям из палестины…, но добрососедские отношения из этого как-то не возникают…
В общем, разговор закончился на неожиданной для меня минорной ноте. Интересно, что парень в него практически не вмешивался, и что думает он – не знаю. Мы легли спать, а утром просто попрощались и разошлись. Желание обменяться координатами и пригласить женщину к себе в гости как-то улетучилось, как сон, как утренний туман (с)
Вот так, неожиданно, волею случая, я вживую соприкоснулся с непростыми проблемами Крыма. Не думаю, что в условиях беззакония, произвола, коррупции и разгула криминалитета можно развязывать такие узлы. А узелок там еще тот: совково-прорассейское население, что называется, «Украиной и не пахнет», активная деятельность России в соответствующем направлении, огромное межэтническое и межконфессиональное напряжение…
Да, туда можно приехать и отдохнуть, пусть без особого комфорта (хотя зависит от кошелька отдыхающих), но вроде бы не за границей. Но хочется же, чтобы было по-другому, по-нормальному, ну не хуже, чем в Хорватии (где я, кстати, никогда не бывал…)!
23.08.2010

Комментариев нет:

Отправить комментарий

КОММЕНТАРИИ ПОЯВЛЯЮТСЯ ПОСЛЕ МОДЕРАЦИИ!!!